+7(910)100-55-14 церковная лавка
+7(915)953-82-92 охрана

История храма.

Село Высоково основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, играв­шего заметную роль не только в жизни Нижнего Новгорода, но и всей Древней Руси. В последую­щие XV и XVI века, когда Нижегородская земля постоянно разорялась изгоном проходившими через нее вглубь России отрядами монголо-татар и ногайцев, село неоднократно выжигалось. Осо­бенно памятным стал 1521-й год, когда «августа в 1 день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повоеваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни вы­секли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли».

В 1549 году архимандрит Печерского мо­настыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них «в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут».

После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течении 10 лет не пла­тить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемис­скую и др.).

После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для вос­становления хозяйства края, но вскоре Повол­жье охватили Черемисские войны, а затем — «Смута». Село Высоково в который уж раз оказалось в зоне активных военных действий, прино­сивших, как обычно, простому пахарю или ре­месленнику лишь горе и разорение.

Воцарение в 1613-м году Михаила Федо­ровича Романова и некоторая нормализация по­ложения в стране были восприняты нижегород­цами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619-м году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановле­ния хозяйства села. В 1636-м году монастырский плотник Шестак «с товарыщи» на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый из двух храмов (шатрового холодного и клетцкого теплого) ансамбль. Иконы для новопостроенных храмов писал свой же изограф — черный поп Мисаил.

Хотя возле Высокова возделывалось 202 чети пашни (четь=1/2 десятины=1200 кв. сажен=5462 м2), но обрабатывалась земля преимущественно наемными сезонными работниками, ибо в селе жили по-старинке ры­баки, неводчики и кормщики, солодовники и ка­менщики, в общем мастера, выполнявшие на монастырь самые различные работы. Следует по­мнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х годах под руко­водством прославленного русского зодчего Антипы Константинова кирпич делали под надзором балахнинца Онцыфора Емельянова и под селом Высоким! Так было до 1672-го года, когда поло­вина села перешла во владение первого Нижего­родского митрополита Филарета(1672 – 1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 – 1738), Дамаскин (1783 – 1794), Макарий (1879 – 1885) и другие. Храм же в их быт­ность в Высокове становился «кафедральным». Каждый из владык стремился вложить в ризницу достойные дары.

В 1801-м году в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо об­ветшавших или сгоревших храмов исключитель­но каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что храмы села Высокова к тому времени имели мно­гие повреждения, епископ Вениамин указал выстроить там новый каменный трехпрестольный храм. Планы-фасады здания он заказал гу­бернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.

В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип «корабль» — со строго осевым рас­положением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколь­ко упрощенно, хотя в убранство фасадов и введе­ны характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма рус­товка и элементы ордера.